Его творчество продолжает жить, порождая новые смыслы

Создание сайта Омара Отарова – благородное дело. Таких людей должно знать не одно поколение.
Верно говорят, что народ, не помнящий своего прошлого, не может иметь своего будущего. Когда люди сосредоточивают память на важных этапах своей истории, это свидетельствует о живом чувстве народа, об умении ценить достояние, которое унаследовано от отцов. Уважение к прошлому - прекрасный задаток для будущего.

Я счастлив, что судьба свела меня с этим великим человеком, который обогатил мой внутренний мир, дал возможность соприкоснуться с миром моих предков, ощутить историю давно минувших дней, сохраненную через песни в памяти народа. Благодаря ему, той атмосфере его творчества, я, ощутив мир, в котором жили люди с необыкновенной харизмой, пересмотрел некоторые свои ценности. Для меня он - кладезь знаний, открывающий тайну далеких событий. Он хранит в себе достояние мирового искусства, содержит сведения о выдающихся людях разных эпох. Омар - достояние культуры, и не только лишь моего балкарского народа. Смею утверждать, что гениальность творений Отарова состоит в том, что он улавливает какие -то тайные импульсы культуры, благодаря чему его песенное творчество продолжает жить, порождая новые смыслы.

Невероятно, но певец очень подробно и свежо передавал в песнях философию людей, находившихся на различных уровнях развития, выявляя самобытность и оригинальность культур. Его слушателю становится одинаково понятны причины появления на свет песен о событиях сегодняшних и событиях давно минувших веков.

Мое знакомство с легендарным певцом Омаром Магометовичем Отаровым произошло на одной из передач, посвященных его творчеству. В тот знаменательный для меня день представился редкий случай спеть вместе с ним. Меня поразила песня, исполненная специально для меня. Узнав, чей я внук, Омар вдруг запел песню, существование которой мне было известно, но ее исполнение тогда услышал впервые. Это 67 куплетов о жизни моего рода, соединенные в единое целое под названием «Атабий жыр» (песня «Атабий»).
Пел он о днях далекого прошлого. Это была летопись времени, и я становился невольным очевидцем событий 1709 года, когда собрался БОЛЬШОЙ ТЁРЕ для разрешения спора о землях между Таулу и Крымцами. Я представлял образы приглашенных авторитетных соседей: Агалар-хан Кумыкский, Дадешкелиани из Сванетии, Къазан улу Жабагъы, которые вели разговор о землях Пяти Горских Обществ (или Бештау Эль – Страна Бештау) и владениями Крымского хана. Перед глазами вырастает как свидетельство – знаменитый Холамский камень с надписью, сделанной арабскими буквами на горском – «таулу» - языке.

Мои мысли были прежде всего об этногенетической общности, этническом самосознании, сознании своей генетической связи с представителями других социальных групп. В моем сознании появились вопросы о происхождении рода Атабиевых, к какому определенному этносу принадлежат поселения моих предков, как образовалась историческая наследственность, каков социально-психологический факт происхождения.

Слушая его, передо мной проходили картины жизни в фамильном замке Атабий или Утху-къала (затаенный), VII век, времена Хазарского каганата (тюрки-иудеи), создавая видимость ориентирования в пространстве, осмысления реальности, понимания эффективности диалога между культурами разных эпох; малое количество слов, но большой объем информации. Слышались элементы культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению, ценности, обычаи, традиции во всех формах духовной культуры народа. Всё это переплетается с данными авторитетного археолога С.А. Плетневой, где она упоминает тамгъу-печать хазарского чиновника и изображение каменной стены, на одной стороне которой – иудейский семисвечник, на второй - тамгъа Атабий – Верховного князя.

Неописуемо созвучно сплетались события, в которых летописцы Тамерлана 1395-1396 годах отметили, что «в Аланском государстве наибольшее сопротивление оказали крепости Полада» (по-малкарски крепость Болат-къала») и крепость Таус (по описаниям легко угадывается Атабий – Утху-къала). В состоянии такого легкого «транса», в котором находился я, думаю, пребывали все слушатели.

Омар не просто пел, он доносил до нас образы и события многовековой давности так, как будто сам был участником тех событий, глубоко чувствуя каждый миг, боль, радость и сострадание, колорит воспеваемой местности. Традиционная культура горцев органично сочетает в себе составляющие ее элементы, слушатель не видит разлада с обществом. Герой песни взаимодействует с природой, ориентирован на сохранение самобытности и культурного своеобразия народа.

Песня – история народа, сложенная и отшлифованная событиями и временем. Омар Магомедович поражал знанием географии и великолепной памятью. Он знал более 600 песен, и в том числе около 400 народных. Мог разложить по частям слово, чтобы наглядно показать, насколько изменился слог, сетуя, что эти слова «канули в лету», а он просто запомнил их, однажды услышав. Надо признать, что древние песни, собранные и исполненные Отаровым, – это огромный материал для изучения историками и филологами, и не только… Названия песен говорят сами за себя: «Аланла» или «Уллу Хож» (Ходз на адыгском).

Искусство – явление многоярусное, включающее много языков, чрезвычайно богатых по своим выразительным возможностям. Такое взаимодействие, «взаимопересечение» сближает культуры народов, «моделирует мир». Одна из важнейших проблем любого вида искусства – это его воспитательная функция. Песни в исполнении Омара Отарова могут служить эталоном нравственного поведения, образцами для подражания. Возможно, в наше не читающее время многие все-таки обратятся к замечательным произведениям искусства, а их герои будут образцом для подражания: Татьяна из «Евгения Онегина», Наташа Ростова из «Войны и мира», Дон Кихот и Санчо Панса, мушкетеры Александра Дюма.

Воспитание искусством, жизнью – нравственная сила, способная глубоко задеть чувства человека, «заразить» слушателей этими чувствами, победить их пережить все это.

Созданные Омаром Отаровым образы рождают в душе обязывающий отклик, совершается чудо искусства – его волшебная сила очаровывает, унося в заветные дали.

Ни о чем так в жизни не жалею, как о том, что я не записал его рассказы, предшествовавшие исполнению песен. Каждый из них мог претендовать на содержательный исторический очерк.

Помню, пригласили нас на выборы первого президента КЧР, где, выступая на стадионе перед избирателями, на вопрос о его политических симпатиях, он очень гармонично, со свойственной ему деликатностью ответил: «Эки къуш тююшсе – садакъчыгъа тюк тюшер» («Схватка двух орлов – легкая добыча лучнику» - прим. авт.), иначе говоря – будьте внимательны друг к другу!» Как истинный творец Омар Магометович каждую культурную ценность преподносил как нечто неповторимое, подчеркивая авторитет старшего поколения. Тонко понимал юмор и умел по-детски радоваться.

Его внимание к окружающим людям передавалось не только теплотой его сердца, голосом его песен, но и щедростью его рук. Он мог делать подарки так, как будто это свыше предназначено – таков был его внутренний мир, многообразие его культурного поля. Однажды подарил мне теленка, и дал наказ: «Расти его, смотри, чтобы не потерялись корни, продолжалась порода…». Подарил картину на память (она до сих пор висит на почетном месте у меня в кабинете), опять же заметив: «Пусть она напоминает тебе обо мне, о моей мечте…» И эти подарки дороги мне, как память о моем старшем друге, великом человеке, достойном сыне нашего народа.

Незабываемым остался и такой случай. Я встретил Омара, он был грустен, что не свойственно его характеру. Заметив мое недоумение, он опередил вопрос и выразил сожаление о том, что сократили хор Гостелерадио. И тут меня осенило:
а не пригласить ли его, как певца, как собирателя и хранителя наших ценностей, как человека с абсолютным авторитетом, для работы со студентами в Современную Гуманитарную Академию, на что Отаров сказал: «Если приглашаешь меня, пригласи и моего друга Биляла Каширгова. Он будет танцами заниматься…» Я так и сделал. Удивительно, но сам факт их пребывания в нашем учебном заведении каким-то волшебным образом изменил взаимоотношения студентов и сотрудников. Появилась атмосфера тепла, какого-то незримого единения поколений, магнетическое воздействие притягивало, меняло мировоззрение, объединяло, раскрывало души.

Уже само присутствие очаровывало, первые звуки своей мощью вызывали предчувствие чего-то великого, чувствовалась победительная сила собственного достоинства. Динамика переживаний ассоциируется с характером музыки, с динамикой музыкального образа.

Омар Отаров был необыкновенный человек, многогранный и о нем можно говорить долго, много, особенно о его творчестве.

Экс -премьер КБР Х.Дж. Чеченов на юбилее Омара Отарова сравнил мир его творчества с трудом целого коллектива научно-исследовательского института. Соглашусь с ним: судьба талантливых творцов, опережающих свое время, остается в памяти человеческой навсегда. Если обратиться к теории этногенеза (хотя она не является общепризнанной) Л. Н. Гумилева, утверждающей, что в какой-то местности в течение одного-двух поколений рождаются люди, обладающие особой психологической энергией – «пассионарностью», такие люди, обладая мощной силой, сплачивают и активизируют этнос.
Художественная ценность – это созидание самовыражения, это дар.

«Чтобы что-то созидать, надо чем-то быть» - эти слова великого немца Гёте говорят о многом. Творец испытывает переживания, которые возбуждают других. Высказывания выдающихся мыслителей подтверждают эту мысль. «Без эмоций

у меня нет мыслей», - говорил Стендаль. «Перо пишет плохо, если в чернильницу не прибавлена капля собственной крови», - писал А.Одоевский. Подлинный образ, созданный творцом, стимулирует воображение, вызывает эмоциональное переживание.

Созданный Омаром Отаровым культурный мир выявил огромные возможности творческой личности: гибкий стиль мышления профессионала, постоянное стремление совершенствоваться, его личностно-психологическую культуру. Он целиком и полностью отдавался любимому делу, до последнего часа жил песнями. Вспоминая о последних минутах жизни Омара, его супруга Бигъат, рассказывала, как ночью, проснувшись, он окликнул ее и сказал: «Я только что вспомнил слова удивительной песни. Послушай, я хочу посвятить их тебе». Она, смутившись, испуганно произнесла: «Что ты! Ночь на дворе! Что скажут соседи!..» Супруг посмотрел на нее, повернулся на бок и тихо произнес:
«А такие красивые были слова…», и ушел в мир вечности…
Хочу выразить слова благодарности всем, кто продолжает его великую песню, расширяет структуру культурного пространства, совокупность форм культуры, что включает социальные отношения людей, их взаимодействие в обществе. Это и нравственная, и правовая, и политическая культура.

Али АТАБИЕВ, 
ректор СГА. (г. Нальчик)

Необычайный голос и необыкновенная манера исполнения

Омар Отаров - человек, который прославил свой народ и остался в его памяти благодаря своему таланту и трудолюбию. Он один из немногих людей, говоря о которых нет необходимости называть фамилию, при упоминании одного только имени всем становится понятно, о ком идет речь. Он был действительно народным певцом. Голос у него был мощный, сочный, с красивой своеобразной окраской.

Омар Магометович внес огромный вклад в сохранение народных песен. Он неустанно собирал и восстанавливал то, что является нашим национальным наследием. В каждой своей гастрольной поездке он старался найти и записать песни, которые приобретали новую жизнь в его исполнении. К сожалению, не все известные ему песни он успел записать. А те, которые были им записаны, более трехсот песен, пополнили фонотеку радио (среди них и старинные народные, и современные произведения местных композиторов). Надо отметить, что он был не только певцом, но и мелодистом, и написал более ста песен.

Омар Магометович пел более пятидесяти лет хоре, ставшем ему родным. Слушая песни в его исполнении, начинаешь совершенно иначе воспринимать даже те факты, о которых сам раньше знал. Необычайный голос, необыкновенная манера исполнения вовлекают слушателя в события, о которых повествуется в песне.

Общаясь с людьми, которые работали с ним, знали его лично, слышишь только положительные отзывы, как о его профессионализме, так и о человеческих качествах.

Говорят, один в поле не воин, но благодаря одному человеку могут быть выиграны или проиграны сражения, и нам еще предстоит осознать, что один человек, Омар Магометович Отаров, выиграл одно из главных и важных сражений - сражение за сохранение нашего культурного наследия. Благодаря его профессионализму, энтузиазму, упорству, трудолюбию вновь обрели жизнь песни, которые народ сохранял веками.

Марат АНАЕВ, 
декан педагогического факультета КБГУ,
кандидат психологических наук.

Контакты

Напишите нам
assia big