Народное творчество, ставшее достоянием мировой культуры

Народный певец Омар Отаров принадлежит к той золотой когорте старшего поколения, которая в моем восприятии ассоциируется с карачаево-балкарской культурой, в первую очередь с песенной. Его вклад в карачаево-балкарскую песенную культуру трудно переоценить. Благодаря усилиям Омара Отарова народное творчество стало достоянием мировой культуры. Голос певца, хотя его уже нет с нами, до сих пор узнаваем, своей мощью, полифоничностью и мелодичностью, что берет свое начало в недрах истории карачаево-балкарского этноса. 

Уже с юных лет он пользовался большой популярностью среди своего народа, который всегда ценил и ценит песенное наследие предков. Об этом говорит тот факт, что не найдется ни одного карачаевца и балкарца, который остался бы равнодушным при упоминании его имени.

Репертуар Омара Отарова был обширным даже в юности. Его он приумножил в зрелом возрасте, благодаря природному таланту, одарившему певца необычайной музыкальной памятью. Это и эпические песни про нартов («Дебетни жыры», «Сатанайны жыры», «Ёрюзмекни жыры»), и историко-героические песни («Къарчаны жыры», «Аче улу Ачемез», «Къырым ханла», «Бекмырзала, Къайсынла», «Татаркъанны жыры»), и детские песни («Озай», «Баппахан», «Азаматгерий - ханкъушум»), и любовные песни («Айжаякъ», «Кулина», «Таукъан», «Мажирни жыры», «Сюймеклик бла кюймеклик»), а также другие произведения архетипического характера («Апсаты», «Мараучуну хапары», «Долай», «Эрирей»). Удивительно то, что для каждой отдельной песни он мог подобрать неповторимый мотив.

Омар Отаров был не только искусным исполнителем народных песен, он внес неоценимый вклад и в сбор лучших образцов творческого наследия карачаевцев и балкарцев, чем заслужил уважение своих соплеменников, и не только их.

Я с удовольствием слушал Омара Отарова при его жизни, при первой возможности делаю это и сейчас. Когда слушаю его песни, перед моими глазами проходит панорама истории многострадального, но крепкого духом трудолюбивого и отзывчивого моего родного карачаево-балкарского народа. Своим песенным творчеством ему удалось раскрыть душу Балкарии, мировосприятие и жизненный опыт этноса. Песни Омара Отарова дают мне возможность по-новому ощутить все прелести родной земли: величие и неповторимость горного пейзажа, нежную поступь лани, аромат альпийских лугов, парение свободолюбивых орлов, гордую осанку снежного барса и многое другое.

Своими песнями великий певец ревностно служил народной музе, по сей день он помогает всем моим сородичам ощущать сопричастность к богатой истории Кавказа, всей России, сохранять этногенетическую память, за что я ему безмерно благодарен.

Муса КЕТЕНЧИЕВ, 
доктор филологических наук, профессор,
заведующий кафедрой балкарского языка КБГУ




Народное творчество, ставшее достоянием мировой культуры

 

Народный певец Омар Отаров принадлежит к той золотой когорте старшего поколения, которая в моем восприятии ассоциируется с карачаево-балкарской культурой, в первую очередь с песенной. Его вклад в карачаево-балкарскую песенную культуру трудно переоценить. Благодаря усилиям Омара Отарова народное творчество стало достоянием мировой культуры. Голос певца, хотя его уже нет с нами, до сих пор узнаваем, своей мощью, полифоничностью и мелодичностью, что берет свое начало в недрах истории карачаево-балкарского этноса.

Уже с юных лет он пользовался большой популярностью среди своего народа, который всегда ценил и ценит песенное наследие предков. Об этом говорит тот факт, что не найдется ни одного карачаевца и балкарца, который остался бы равнодушным при упоминании его имени.

Репертуар Омара Отарова был обширным даже в юности. Его он приумножил в зрелом возрасте, благодаря природному таланту, одарившему певца необычайной музыкальной памятью. Это и эпические песни про нартов («Дебетни жыры», «Сатанайны жыры», «Ёрюзмекни жыры»), и историко-героические песни («Къарчаны жыры», «Аче улу Ачемез», «Къырым ханла»,  «Бекмырзала, Къайсынла», «Татаркъанны жыры»), и детские песни («Озай», «Баппахан», «Азаматгерий - ханкъушум»), и любовные песни («Айжаякъ», «Кулина», «Таукъан», «Мажирни жыры», «Сюймеклик бла кюймеклик»), а также другие произведения архетипического характера («Апсаты», «Мараучуну хапары», «Долай», «Эрирей»). Удивительно то, что для каждой отдельной песни он мог подобрать неповторимый мотив.

Омар Отаров был не только искусным исполнителем народных песен, он внес неоценимый вклад и в сбор лучших образцов творческого наследия карачаевцев и балкарцев, чем заслужил уважение своих соплеменников, и не только их.

Я с удовольствием слушал Омара Отарова при его жизни, при первой возможности делаю это и сейчас. Когда слушаю его песни, перед моими глазами проходит панорама истории многострадального, но крепкого духом трудолюбивого и отзывчивого моего родного карачаево-балкарского народа. Своим песенным творчеством ему удалось раскрыть душу Балкарии, мировосприятие и жизненный опыт этноса. Песни Омара Отарова дают мне возможность по-новому ощутить все прелести родной земли: величие и неповторимость горного пейзажа, нежную поступь лани, аромат альпийских лугов, парение свободолюбивых орлов, гордую осанку снежного барса и многое другое.

Своими песнями великий певец ревностно служил народной музе, по сей день он помогает всем моим сородичам ощущать сопричастность к богатой истории Кавказа, всей России, сохранять этногенетическую память, за что я ему безмерно благодарен.

 

Муса КЕТЕНЧИЕВ,

доктор филологических наук, профессор,

заведующий кафедрой балкарского языка КБГУ       

 

 

 

Контакты

Напишите нам
assia big