Омар Отаров

История… Народ… Личности… Эти понятия так неотделимы друг от друга, они имеют некую общую зависимость и перестают существовать сами по себе. Народ – подлинный творец истории, но его творческая роль исторически неодинакова, как неодинаков и сам народ – создатель всех духовных и материальных ценностей. Мотором истории и пылким ее сердцем являются Герои народа, его мудрые сыновья, в которых нуждается народ, как сухая земля в хорошем дожде. Именно в уникальных индивидуальностях и личностях, таких как Кязим Мечиев, Къайсын Кулиев, Омар Отаров, воплощается история каждого народа. А народ ждет их гласа, их «божественного откровения» и величайших дел!

Народная музыка вбирает в себя саму правду истории. Это то, что невозможно переписать, исправить. В музыке, танцах, песнях записано все развитие души народа в веках. Оно передается из поколения в поколение, передатчиком же всего этого богатства являются его великие личности, посланные от Бога. Они появляются в этом мире не случайно…

Гениальным выразителем всего доброго и великого, благородного и мудрого в многогранной народной песне, пылким носителем ее души, ярким примером и эталоном наивысших нравственных ценностей, величайшим рупором эпохи является любимец народа, человек с большой буквы, мудрец, лучший представитель своего отечества – Омар Отаров.

Омар Отаров – вершина карачаево-балкарского вокального искусства. Он родился 10 мая в 1916 году в Баксанском ущелье, в маленьком селении Гирхожан, где ныне расположен город Тырныауз. Здесь по ущелью течет бурный Баксан – порождение ледников седого Эльбруса, охваченный с двух сторон высокими скалистыми горами. В маленькой сакле на склоне горы, у самой реки жила большая семья пастуха Магомета, состоявшая из отца, матери, четырех сыновей и четырех дочерей. Мать, к сожалению, рано покинула этот мир, Омару тогда было 12 лет. Отец сам воспитывал своих детей, и в большей мере, отцу по дому помогал младший из всех братьев - Омар. Свой талант держать в уме множество песен и мелодий, Омар унаследовал от отца – Магомет знал Коран наизусть.

Талантливая, неординарная мелодия не только улавливает чуткие и нежные души. В ней, словно в магическом кристалле, можно обозревать эпохи, события, поступки, мудрые мысли. И Омар умел обозревать, показывать, передавать, сохранять. 

Хороший слух и музыкальные способности позволили Омару с малых лет окунуться в богатый мир народных песен, сказаний. Это и понятно. Искусство кабардинского и балкарского народов ярче всего проявилось в песне и танце. Певцы сказители пользовались в народе большим уважением и любовью. Они являлись носителями лучших художественных традиций, выразителями нравственных идеалов народа. От них Отаров впитал в себя и бережно сохранил народный дух, гражданственность искусства. Этому искусству, искусству народного пения, он посвятил всю свою жизнь.

В родном своем селении очень часто на «ныгъыше» (сельская площадь) собирались старейшины, народные сказители, говорили о том, о сем и пели песни. К ним нередко присоединялся совсем еще юный Омар. Тогда уже шла об Омаре молва: он талантлив, его голос необыкновенный, он далеко пойдет и тому подобное.

С самого детства Омар любил музыку. И даже в минуты, когда он оставался один он пел, а природа – журчанье рек, рёв водопадов, свист ветра, эхо холмов и гор – образовывало волшебство звуков, которое ему подпевало. Он был счастлив. Ему нравились народные мелодии, исполняемые чабанами на свирели, песни отца. Любил он и танцевальные мелодии, которые наигрывал старик-музыкант, в то время как окружающие его мужчины вели протяжные басы и хлопали в такт музыке, а девушки и парни танцевали искрометный «Тегерек тепсеу» и народный лирический танец «Абзех».

В кругу сверстников маленький Омар пытался изображать, как поют народные певцы, или играют на свирели пастухи. И это у него получалось здорово.

Уже девятилетним мальчиком Омар стал посещать школу в Гирхожане. Учился он увлеченно, особенно любил уроки русского языка, географию и пение.

В жизни каждого балкарца песня играла не только эстетическую роль, но и была непосредственно связана с его жизнедеятельностью, в первую очередь с трудом. Поэтому маленький Омар запомнил трудовые песни: «Долай» и «Эрирей».

С большим воодушевлением пел Омар в школьном хоре во время праздников пролетарский гимн «Интернационал», переведенный тогда на балкарский язык известным партийным деятелем и просветителем Магометом Энеевым.

Когда Омар учился в старших классах, летом отец его брал в помощники на горные пастбища. Пасти скот в горных условиях было нелегко. Будущий певец познакомился там с трудностями и романтикой пастушьей жизни, с восхищением слушал вечерами у костра песни знатоков народного творчества. Репертуар пастухов состоял из старинных песен и наигрышей, исполнявшихся на свирели. Кроме того, они удивительно красиво играли пастушьи мелодии.

Особенно нравились ему старинные эпические песни. Он уже пел полюбившиеся народные песни в кругу друзей, на свадьбах, вечеринках. Позже он побывал с отцом в Балкарском, Хуламо-Безенгийском и Чегемском ущельях, ездил в Карачай и слушал народных певцов, перенимал их манеру исполнения народных песен, оттачивал и совершенствовал свое мастерство.

Слух о молодом певце вскоре стал распространяться в ущельях Балкарии. Он часто выступал на вечерах художественной самодеятельности в сельском клубе, а затем и на смотрах народных талантов в Нальчике. И везде ему сопутствовал успех.

И вот однажды в школу, где он учился, приезжают Антонина Александровна Калмыкова, директор республиканского Дворца пионеров, и Александр Михайлович Покровский, художественный руководитель только что созданного Кабардинского государственного хора, чтобы отобрать способных ребят для вновь организуемого Балкарского хора. Тогда он учился в 10 классе школы комсомольской молодежи в своем родном селе Гирхожан. Зайдя в класс, они спросили: «Кто из вас умеет петь?» Все начали кричать: «Омар хорошо поет!» Он запел «Интернационал» сначала по-русски, а потом по-балкарски (в переводе Магомеда Энеева). Потом его спросили: «А сколько ты песен знаешь?» - на что он ответил: «Около ста песен могу спеть не затрудняясь». Его сразу пригласили: «Придешь осенью, в сентябре». 8 сентября 1938 года юноша приехал в Нальчик, и его взяли в хор Кабардино-Балкарского радио, художественным руководителем которого был большой знаток хорового искусства композитор Покровский, и вскоре Омара сделали солистом.

Школу певческого мастерства Омар Магомедович Отаров прошел у таких учителей, как дирижер Александр Покровский, композитор Трувор Шейблер, профессор музыки Арсений Авраамов. – Идем, бывало, по улице с Арсением Михайловичем Авраамовым, – вспоминал Отаров, – и я ему напеваю какую-нибудь песню, а он тут же на ходу делает ее нотную запись. Так, благодаря ему, сохранилось немало народных песен карачаевцев и балкарцев.


С тех пор Отаров не расставался с песней. Он связал всю свою жизнь с песней, с музыкой. Благодаря Омару спасены песни народа, он стал хранителем, живой энциклопедией балкарской народной музыки. 

Балкарские народные песни, которые знал совсем еще тогда молодой Омар Отаров, были обработаны для хора Авраамовым, Шейблером и Покровским. И в том, что балкарская песня пережила тогда свое новое рождение, немалая заслуга принадлежала Отарову.

В 1940 году кабардинский и балкарский хоры объединились, и был организован ансамбль песни и пляски Кабардино-Балкарии. В нем более полувека назад и началась трудовая деятельность Отарова. Здесь необходимо назвать имена и других пионеров в нашем вокальном искусстве, которые начинали петь вместе с Омаром Магометовичем. Это Михаил Шиков, Билял Хашукоев, Маржинат Мамишева, Фатимат Текеева, Нартшао Тхайцуков, Касбулат Ашижев, Оли Рахаев, Долхат Беккиев, Талиб Оразаев, певец и гармонист Индрис Кажаров и другие.

Интереснейшие образцы балкарского песенного народного творчества, записанные композиторами, стали всеобщим достоянием трудящихся республики. До войны в исполнении хора звучали такие народные песни, как «Гапалау» (о пастухе, растерзанном богачами), песня о Солтан-Хамиде, песня об отважном джигите Мисирби, «Бийнёгер», песня о народном герое Бекболате, «Долай», «Жерме», «Песня о Кирове», и многие другие вошли в репертуар хора благодаря Омару Отарову, большому знатоку и собирателю народного творчества. Эти песни становились достоянием зарождающегося профессионального хорового искусства и возвращались к народу в новом качестве. Композиторы А. М. Авраамов, Т. К. Шейблер, художественный руководитель хора А. М. Покровский обрабатывали их для хора.

Большое количество лирических, бытовых, обрядовых песен вошло в репертуар хора благодаря Отарову. Он не только помнил сотни песен, но и исполнял их с подлинным мастерством, используя приемы рубато, глиссандо, характерные для народного пения. Этому он учился у замечательных народных певцов Харуна и Сеита Едоковых, Мурата Соттаева, Доппана Этезова, у замечательного гармониста-виртуоза Биляла Казиева, мастерством которого восхищались композиторы С. С. Прокофьев, Н. Я. Мясковский, А. А. Крен, слышавшие его игру в 1941 году в Нальчике.

В 1939 году Омару Отарову посчастливилось встречаться с основоположником балкарской поэзии Кязимом Мечиевым, высоко оценившим искусство певца и настойчиво советовавшим ему и дальше собирать и бережно хранить народное песенное богатство, пропагандировать его лучшие образцы. И Омар Магометович последовательно и кропотливо продолжал работать над своим репертуаром.

В том же 1939 году Омар познакомился со своей будущей женой Бигат, которая до переселения работала с ним в хоре. Вместе они прожили душа в душу более 60-ти лет. Эта была большая любовь, которая помогала им справиться с жизненными невзгодами. Сам Омар говорил, что без своей супруги его песен не было бы. Он был хорошим семьянином, любящим и верным мужем.

Во время войны Омара тоже созывали на фронт, однако руководитель Кабардино-Балкарского государственного хора А.М. Покровский добился того, чтобы Омар остался в хоре, считая, что без него хор распадется. Однако настало тяжелое время для всего народа, как и для Омара – 8 марта 1944…

Всякое пережитое страдание, осмысленное и прошедшее через душу народа, превращается в его духовный опыт. Балкарцам хотели дать почувствовать их малость, за сутки лишив Родины. Горы остались без людей, потух очаг народа, но к великой радости, на время. Трагедию выселения народа из отчего края наиболее выразительно охарактеризовал Кайсын Кулиев:
О слезы гор, о марта день кровавый!
В свой скорбный путь пустился эшелон.
Казалось, почернел Эльбрус двуглавый,
Детей своих услышав плач и стон.

Много трудностей выпало на долю Омара Отарова в эти годы – годы оккупации Нальчика, а затем выселение балкарцев, которое на долгое время разлучило его с женой Бигат и новорожденной дочерью. Местом ссылки Отарова стал город Фрунзе, уже по тем временам достаточно крупный культурный центр с разветвленной системой учреждений искусств.

Омару посчастливилось устроиться хористом Киргизской госфилармонии им. Токтогула, а позже он стал петь и в хоре Государственного киргизского радиокомитета. – Я бы стал заслуженным артистом Киргизской ССР, – говорил певец, – если бы не был спецпереселенцем. Чуть ли не с первого дня я начал петь киргизские песни. Сколько их выучил за короткий срок!

В те годы в Киргизии была создана концертная бригада, в которую входили балкарские артисты, получившие признание еще на родине, среди них особенно почитаемый гармонист Билял Казиев. Бригада обслуживала села, где проживали балкарцы. «Как радовались они нашим выступлениям! - радовался Омар, - на этих концертах присутствовали киргизы, восторженно принимавшие наши песни и наши танцы, содержание которых хорошо понимали. Мне приходилось петь и киргизские песни. Киргизы всегда хвалили меня, говоря, что я пою их песни лучше самих киргизов», – говорил он.

В Киргизии жил с семьей и двоюродный брат Омара – Шапий, который до выселения был председателем колхоза в Тырныаузе. То тяжкое бремя, та ужасная участь, что постигла весь народ по приказу Сталина, сказалось и на здоровье Шапий, и вскоре его не стало. На его похоронах Омар случайно узнал, что отец его погиб на войне. Не выдержав этой вести, Омар промолвил: «Сталину тоже осталось недолго». И не успел Омар обустроиться во Фрунзе, как в один из холодных дней, тогда заболела их маленькая дочка, и он пошел в лес за дровами, вернувшись, его задержали. Его выслали в Сибирь, в Хабаровский край, на так называемый трудовой фронт, там он пробыл целых 8 долгих лет. Даже выполняя очень тяжелые работы, он продолжал петь. Песни дали ему вторую жизнь, научили жить и помогли выстоять в этой буре. 

Попав ненадолго в Новосибирск, он несколько раз успел выступить с Сибирским русским народным хором, исполняя русские и украинские песни. Подвергнувшись двойному выселению, он мечтал уже только о том, чтобы вновь увидеть свою семью. С семьей ему удалось воссоединиться, лишь подарив коменданту спецкомендатуры свои золотые часы. Но только через долгих шесть лет ему разрешено было вернуться во Фрунзе. Но дочь свою он уже не застал в живых.

Когда до балкарцев дошла радостная весть о том, что им разрешено вернуться на родину, Отаров одним из первых собрался в дальний путь. Приехав в Нальчик 29 апреля 1957 года, со 2 мая он вновь начал петь в хоре республиканского радиокомитета. Более пятидесяти лет с тринадцатилетним перерывом, который пришелся на годы ссылки балкарцев, Омар Отаров пел в ставшем ему родным хоре.


Последние десятилетия нашей жизни многих привели к пониманию давно известной, но вечно пренебрегаемой истины, что для гибели народа совсем не нужно его полного физического уничтожения - довольно лишь отнять у него память, мысль и слово - и душа народа будет убита. В то время, когда не только по радио, но даже в сельском клубе были запрещены слово и песня переселенцев, голос Отарова звучал на сходах, семейных и фамильных торжествах, как «на башне вечевой», вселяя в души людей уверенность, что народ живет и будет жить. 

Несмотря на неизмеримые потери, балкарский народ выстоял и выжил, сберег язык, обычаи, свою культуру, живую душу своего народа, своей родной Балкарии благодаря своим мужественным и великим людям. Как сказал Кязим, «Народ, который умирать не хочет, убить невозможно».

Его талант, подкрепленный необыкновенной трудоспособностью, освященный открытой доброжелательностью и улыбкой, сделал Отарова всеобщим народным любимцем. Он стал родным и близким для каждого балкарца, ибо в его песнях – душа народа, многострадальная и героическая история.

Во время фашистской оккупации республики погибли все довоенные записи хора и солистов. Это была громадная потеря для народов Кабардино-Балкарии. К счастью, ценное духовное богатство – все записи балкарских песен – удалось восстановить с помощью и при непосредственном участии Омара Отарова. Из 200 балкарских песен, записанных на радио и вошедших в золотой фонд национального искусства, половина сочинена самим певцом на основе ладоинтонационных элементов балкарской музыки.

На юбилей великого народного певца, книжное издательство «Эльбрус» выпустило сборник песен Омара Отарова под редакцией композитора Нихата Османова. В него вошли как ранние песни певца, так и написанные им в последнее время. А совсем недавно в Москве, в архиве сына композитора А. М. Авраамова, обнаружены шестнадцать балкарских народных песен, половина которых записана из уст Омара Отарова. Датированы эти записи 1937, 1938, 1939, 1940 годами.

Несмотря на внушительный возраст, вокалист продолжал петь, радуя своим талантом любителей народной песни. Омар Отаров не только пел, он был и мелодистом и за свой век сочинил более ста песен. Особенно популярны песни Омара «Знамя нашей жизни» на стихи К. Кулиева, «Жалоба горянки» на стихи К. Мечиева, «Балкарская походная» и «Песня строителей» на слова Б. Гуртуева, «Марш коммунистического труда» на стихи К. Отарова, «Я знаю» и «Свадебная» на стихи И. Маммеева, «Песня девушки» на стихи С. Макитова, «Песня чабана» на стихи X. Кудаева и другие.

Часть из них вошла в три сборника песен, составленных Отаровым и вышедших в свет в издательстве «Эльбрус» в разные годы. Нотную запись 150 народных песен, которые исполнял балкарский певец, сделали известный композитор, бывший художественным руководителем республиканского радио Аслан Дауров и композитор Музафар Этчеев. Омар Отаров – это настоящая глыба карачаево-балкарского народного искусства, – постоянно повторял Дауров. – Его можно сравнить с Джамбулом Джабаевым и Сулейманом Стальским.

Более трехсот песен, записанных певцом, хранятся в фонотеке радио: здесь и старинные народные, и современные песни местных композиторов. – Уйду на тот свет со спокойной душой, – говорил незадолго до смерти певец, – потому что удалось сберечь ценнейшее наследие наших предков – музыкальный фольклор. И сейчас в моей памяти хранится более пятидесяти незаписанных песен. Но, к сожалению, у каждой из них нет либо начала, либо конца. И восстановить их сегодня невозможно, ведь знавшие их давно покинули наш мир, – рассказывал Омар Магометович.

Хотя особой возможности для собирательской работы у Омара Отарова никогда не было, все же кое-какие песни ему удавалось привозить из гастрольных поездок по Карачаево-Черкесии или после посещения сел Балкарии. А ездить, особенно в молодые годы, ему приходилось часто. Когда Госфилармония КБР формировала концертную бригаду для обслуживания сел республики, тогдашний ее директор Хажбекир Хавпачев обязательно приглашал в нее и Отарова, хотя он там никогда не работал, говоря, что если поедет Омар, то бригада хорошо заработает.

Феномен популярности Омара Отарова, который обладает великолепным даром передать «душу» песни. Общеизвестно, что этот дар у человека не от большой образованности или воспитания… Он – певец от Бога! Научиться петь так, как поёт Омар Отаров, в консерваториях просто невозможно. Таким певцом надо родиться. К сожалению, такие певцы рождаются не так часто…

После возвращения на родину, Омар также с 1957 года по 1998 продолжал быть солистом в хоре Кабардино-Балкарского радио. Однако 1999 году сократили хор Гостелерадио. Он был очень опечален этим событием, ведь вся его жизнь была пронизана живой песней.

Было немало людей, которые поддерживали его всю жизнь, его верные друзья, соратники которые очень любили и уважали его. Омар Отаров был любимцев всех, кто его окружал. Так, после распада хора, Атабиев Али Хакимович, ректор Современной Гуманитарной Академии, пригласил Омара работать со студентами, на что он ответил: «Если меня приглашаешь, пригласи и моего друга, Биляла Каширгова. Он будет заниматься танцами …». Так, с 1999 года, Омар Отаров работал в Современной Гуманитарной Академии, создал небольшой хор, в котором пели студенты. Удивительно, но сам факт их пребывания в нашем учебном заведении, - говорил Атабиев А.Х., каким-то волшебным образом изменил взаимоотношения студентов и сотрудников. Появилась атмосфера тепла, какого-то незримого единения поколений, магнетическое воздействие притягивало, меняло мировоззрение, объединяло, раскрывало души.

Али Атабиев, Музафар Этчеев, Алим Газаев и многие другие всегда были рядом с ним, участвовали во всех мероприятиях, поддерживали его во всем. Многие часто ходили к нему домой, помогали по хозяйству. Он жил в Вольном Ауле на улице Терешковой. Омар был истинным семьянином, хозяйственным человеком: у него была корова, за которой он любил ухаживать, и что бы он не делал по дому – копал ли огород, доил ли свою корову, даже когда шел по улице - он все время напевал песню.

Природа одарила его необыкновенным талантом, богатейшей музыкальной памятью. Он пел великолепно, по-народному, исключительно по-Отаровски. Своей песней он заставлял всех нас еще больше любить горы и реки Балкарии, ее язык, и напевы, и в первую очередь его самого. Он впитал в себя все звуки родной Балкарии – шум ее рек и свист ветра, мелодии лесов и многоголосье гор. Все это слилось в душе певца в прекрасную симфонию, которая звучит бесконечно. Музыка бурлила в нем ежеминутно. В этом, видимо, секрет его неувядающего оптимизма. Он весь как бы соткан из музыкального фольклора.

За сорок с лишним лет творческой деятельности Омар Отаров был участником тысяч концертов для трудящихся республики и за ее пределами. Он успешно работал солистом хора Государственного ансамбля песни и танца КБАССР и более двадцати лет является солистом хора радио и телевидения. Заслуги его в развитии музыкального искусства республики отмечены в 1961 году Почетной грамотой Президиума Верховного Совета КБАССР, в 1964 году - присвоением звания «Заслуженный артист КБАССР», а в 2001 году – «Народный артист КЧР». Так же, в этом же году он был награжден Почетной грамотой КБР.

Но самое главное его достояние – это конкурсы, которые проходят на его родине, в городе Тырныаузе «Таула эжиу этедиле» («Горы воспевают»), посвященные творчеству Омара Отарова. Его именем назван конкурс на лучшее исполнение карачаевской и балкарской народной песни, который ежегодно в День возрождения балкарского народа проводится в Тырныаузе.

В его песнях – душа народа. Смысл этих слов постигаешь, когда слушаешь Омара Отарова. Всю свою жизнь он посвятил песне, именно песня открыла ему этот чарующий многогранный мир. В ней он воспевал любовь к Родине, к родным истокам, именно песня помогла пережить жизненные невзгоды и именно песня пробудила в нем радость и любовь к жизни.

В песнях Омара точно выражен национальный дух; удивительный голос его одинаково хорошо передает трудовые ритмы и краски горских праздников, ликующие звуки победы и горечь поражений. Очень тонко выводит он мелодии страданий. Особенно многолика у него любовь: от страстной, разделенной до несчастной, отвергнутой.

Когда Омар пел, казалось, говорили немые камни нашей древней земли… Он познакомил своих слушателей с легендами и преданиями карачаевцев и балкарцев в песнях. Действительно, у нашего народа глубокие корни и доказательством этого служат именно песни Омара Отарова. Кажется, в жизни этих народов не осталось ни одного аспекта, о котором бы виртуозно, мастерски не поведал в своих песнях Омар.

Без песни, без творчества, без любимой профессии, по признанию самого Омара Магометовича, он жить не мог. Он говорил, что песня – это крылья, которые позволяют человеку уметь летать, чтоб быть свободным и счастливым. Он пел, и казалось, он был счастлив. Но душа его требовала, чтобы он пел не только для себя, но и для людей. И пока мог, он пел для народа. Этот человек неутомимо через самые сложные времена доносил до слуха и до души каждого балкарца свои очень печальные, грустные, но честные, искренние страницы своей истории.

Воздадим должное нашим «учителям», передавшим в своих мелодиях и образах мудрость мира, словно волшебные руны. Песня и в самом деле поразительнее всех самых наиволшебнейших средств просвещения и воспитания.

22 мая в 2002 году, в возрасте 86 лет ушел из жизни выдающийся человек; умный наставник, мудрый человек, преданный друг, талантливый исполнитель народных песен, который многое сделал для сохранения родного фольклора и развития национальной культуры.

В настоящее время могила Омара находится в селении Вольный Аул. Там установлен памятник балкарскому певцу-сказителю, народному артисту, легендарному человеку Омару Отарову. Всеми вопросами, связанными с установкой памятника занимался председатель Правительства КБР Хусейн Чеченов, который сравнил Омара Отарова с Кайсыном Кулиевым, сказав, что «Омар Отаров не меньшая величина – великолепный сказитель и лучший балкарский историк».

Такие люди, как Омар, навсегда должны остаться в исторической памяти нашего народа. Хранить и беречь память о них – это наш национальный и нравственный долг перед потомками. Только при таком подходе можно передавать имена своих выдающихся предшественников, которые внесли большой вклад в развитие культуры и искусства. Верно говорил Сенека, что память о великих людях имеет для нас не меньшее значение, чем их живое присутствие.

Пройдут годы, и некие другие люди вновь обратятся к бессмертным творениям веков минувших, к опыту былых времен и народов, не уставая воздавать должное пантеону наших великих учителей, в числе таких легендарных учителей будет Омар Отаров. И пусть благодарные потомки бережно сохранят и продолжат то бесценное, что подарил им великий мастер песни – Омар Магометович Отаров!

Контакты

Напишите нам
assia big